Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Самаадукацыя педагогаў

Дата: 5 октября 2017 в 09:02, Обновлено 27 сентября 2022 в 22:03

Cамообразование - одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов

Сущность самообразования и его необходимость

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

 Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова)

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Технология организации самообразовательной деятельности.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный.

Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы)учреждения; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий.

 На  этом этапе  педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический

На этом этапе  происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретический

В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования , посещение с обсуждением открытых занятий и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный

 На этом  этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

План самообразования педагога должен включать:

·         перечень литературы, которую планируется изучить;

·          формы самообразования;

·         срок завершения работы;

·          предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на педсовете, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно сохранять в виде тематических папок или личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Основные принципы самообразования

·         непрерывность,

·         целенаправленность,

·         интегративность,

·         единство общей и профессиональной культуры,

·         взаимосвязь и преемственность,

·         доступность,

·         опережающий характер и др.

Источники самообразования

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Источники знаний:

·         телевидение;

·         газеты, журналы;

·         литература (методическая, научно-популярная, пу­блицистическая, художественная и др.);

·         Интернет;

·         видео, аудио;

·         платные курсы;

·         семинары и конференции;

·         мастер-классы;

·         мероприятия по обмену опытом;

·         экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

·         повышения квалификации в ИРО, АПО;

·         путешествия.

Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут спо­собствовать и тому и другому одновременно.

Результат самообразования

В личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:

·         результаты самообразования педагога на определённых этапах ;

·         разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

·         доклады, выступления;

·         разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

·         выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

·         разработка и проведение открытых занятий;

·         создание педагогических разработок;

·         обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Личный план самообразования педагога

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:

1.  Титульный лист:
Ф.И.О. педагога;
образование, специальность;

стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности;

профессионально-педагогическое кредо.

2. Название темы по самообразованию;

цель, задачи;

предполагаемый результат.

РАЗДЕЛЫ ПЛАНА:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы (указывается литература, автор, форма отчета);
  2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса (указывается, что будет разрабатывать педагог: календарные, перспективные планы, конспекты занятий, , рекомендации, памятки, дидактические материалы, игры и др.);
  3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (указывается тема, по которой педагог предполагает обобщить свой опыт, действия по систематизации накопленного материала, анализа опыта, подготовке итоговых обобщенных материалов – написанию статей, рекомендаций, сообщений).
  4. Участие в системе методической работы в учреждении дошкольного образования (указывается , в каких методических мероприятиях учреждения образования будет участвовать педагог, когда, какова его роль);
  5. Повышение квалификации вне учреждения дошкольного образования;
  6. Руководство повышением квалификации других воспитателей (указывается, за какую работу в учреждении образования отвечает данный педагог: руководит творческой или проблемной группой, школой совершенствования педагогического мастерства и т.д.);

ФОРМА ЗАПИСИ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ В КАЖДОМ ИЗ РАЗДЕЛОВ ПЛАНА:

Задачи и содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем, когда заслушивается отчет о выполнении работы

3. Оценка профессиональной деятельности:

способ демонстрации результата проделанной работы;

форма отчёта по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать анализ,с выводами и рекомендациями для других педагогов.

При оформлении работы следует учитывать:

·         творческий подход;

·         степень обоснованности содержащегося материала;

·         глубину и практическую значимость материала;

·         наличие выраженной авторской позиции при разработке материала;

·         способ подачи материала.

Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Механизм презентации достигнутых результатов

Результаты своей самообразовательной деятельности рекомендуем непременно презентовать (афишировать) вне зависимости от того, какими они получились — положительными или отрицательными. Положительные результаты сделают вас образцом в определенной сфере педагогической деятельности, отрицательные же дадут возможность другим педагогам не повторять ваших ошибок, видоизменив тем самым путь к достижению поставленной вами цели.

Презентация может осуществляться в самых разнообразных формах:

• повышение качества  образовательного процесса

• разработанные или изданные методические пособия, статьи

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• доклады, выступления

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.