Цель прогулочной группы:
Помощь семье в адаптации ребенка раннего возраста к новой социальной среде.
Задачи:
-
повышение родительской компетентности
-
формирование родительского сообщества для взаимопомощи и поддержки
-
социализация ребенка
Алгоритм работы прогулочной группы.
-
Родительское собрание.
-
Выступление педагога-психолога: «Прогулочная группа»
-
-
Рассказ родителей о своем опыте посещения прогулочной группы; об успехах и трудностях; о влиянии опыта на родительскую компетентность и социальную компетентность ребенка
-
Ответы на вопросы родителей
-
Запись семей в прогулочную группу
-
Выдача родителям анкет и буклета с правилами прогулочной группы
-
Прогулки.
-
Знакомство родителей друг с другом, формирование родительского сообщества для взаимопомощи и поддержки (цикл занятий для родителей)
-
Просвещение родителей
- возрастные и индивидуальные особенности детей
- организация телесного контакта с детьми
- упражнения, направленные на обретение детьми большей автономии
- помощь в формировании игровых навыков детей
-
Организация детского сообщества (цикл развивающих занятий для детей)
- развитие произвольности
- обучение правилам поведения на прогулке
3. Отзывы родителей на работу прогулочной группы.
Правила прогулки для взрослых
-
Важно, чтобы первые правила для малыша в учреждении дошкольного образования вводили родители.
-
Хорошо приучить детей выходить на прогулку и уходить с нее всем одновременно.
-
Гуляем только на отведенном участке.
-
Воспитатели выносят на прогулку игрушки дошкольного центра (желательно не приносить свои).
-
Научите ребенка и покажите на своем примере, что прикосновение к другому человеку может быть только с его согласия.
-
Каждую прогулку старайтесь запомнить имена не менее двух родителей и двух детей.
-
Договоритесь в паре с другим родителем, что будете присматривать за детьми друг друга.
-
Старайтесь приучить ребенка, что на площадке детского сада он может обратиться за помощью и получить ее от любого взрослого.
-
Нештатные ситуации во взаимодействии с другими детьми и родителями решаются через психолога.
-
Старайтесь поддерживать доброжелательные отношения с детьми и взрослыми. В такой атмосфере вашему ребёнку будет комфортнее.
Структура прогулки
1 этап – Встреча (15 мин)
2 этап – Игра для родителей (15 мин)
3 этап – Упражнения родителей с детьми,
направленные на обретение большей автономии (15 мин).
4 этап – Игра-занятие для детей (15 мин)
Пример прогулки
1 этап – Встреча (15 минут):
1. Сбор детей, родителей, педагогов. Свободные игры взрослых и детей.
2. Педагоги обходят каждого родителя, отмечают их в табеле, задают вопросы:
Нравится ли вам и вашему ребенку приходить в детский сад?
Как ведет себя ребенок дома после посещения детского сада?
Не капризничает ли, хорошо ли засыпает, хорошо ли кушает и др.?
С кем из взрослых и детей вам удалось познакомиться?
Назовите по именам тех, с кем познакомились.
Встречаетесь ли с этими родителями и детьми за пределами детского сада?
В прошлый раз вы не гуляли с нами, у вас что-то случилось?
3. Педагог-психолог отвечает на вопросы родителей об особенностях возраста, о формировании необходимых навыков.
2 этап – Игра для родителей (15 минут)
Цель: дать возможность родителям лучше познакомиться друг с другом.
Родители приглашаются на веранду. Дети продолжают играть под присмотром педагога. Педагог-психолог проводит игру.
Упражнение «Снежный ком». Участники встают в круг. Первый называет свое имя, второй - имя первого и добавляет свое имя, третий – называет имена, стоящих перед ним участников, и добавляет свое имя и т.д.
Упражнение «Поменяйтесь местами» Ведущий называет какой-либо признак и просит тех, кому подходит данное определение, поменяться местами, например: «Поменяйтесь местами те, у кого в семье двое детей; поменяйтесь местами мамы девочек и т.д.»
Возможные вопросы:
1. Кто где живет?
2. Кто что любит делать в свободное время, как любит отдыхать, что нравится делать вместе с ребенком и др.?
3. Быстро ли ребенок засыпает?
4. Умеет ли самостоятельно есть, играть и др.?
3 этап – Упражнение для родителей (15 минут)
Инструкция:
Выберите себе родителя в пару. Познакомьтесь друг с другом, узнайте, как зовут детей друг друга. Договоритесь, что сейчас будете присматривать за детьми друг друга. В течение 15 минут побудьте рядом с ребенком другого родителя, помогите ребенку, если он будет нуждаться в помощи, предлагайте ему свою помощь, спрашивая, например: «Тебе помочь забраться в машинку?»; поиграйте с ним. Важно присаживаться на корточки, смотреть ребенку в глаза, хорошо, если удается установить телесный контакт.
Критерии установления доверительных отношений:
-
-
Зрительный контакт
-
Телесный контакт
-
Совместная игровая деятельность
-
Инициативное обращение ребенка к взрослому с предложениями или за помощью
-
Выполнить такое задание сразу обычно не удается. Родители осваивают упражнение в течение нескольких прогулок.
4 этап – Занятие для детей (15 минут)
Цель: развитие внимания и произвольности (способности управлять своим телом, своим поведением, своими чувствами в соответствии с возрастными возможностями) через:
-
Новый опыт совместных игр
-
Усвоение системы новых правил
-
Цикл упражнений, направленных на формирование большей автономии
Все занятия строятся по общему плану, игры повторяются. Новые игры добавляются постепенно.
-
В гости приходит игрушка – сюрпризный момент (дети сидят вместе с родителями на скамеечке, на веранде)
-
Игры, в которых по показу вслед за педагогом, дети повторяют простые движения (сидя или стоя)
-
Подвижная игра, цель которой научить детей разбегаться, не толкаясь, в разные стороны, собираться, не толкаясь, в одном месте и выполнять совместные действия, не мешая друг другу.
-
Заканчивается занятие спокойной игрой, стимулирующей добросердечные отношения детей с родителями, воспитателями, друг с другом.
Посещение прогулочной группы поможет родителям обменяться опытом с другими мамами, получить поддержку от них. Лучше узнавая друг друга, родители начнут различать, где типичные для детей этого возраста проблемы, а где проблемы индивидуального характера. В конечном счете, дети, посетившие прогулочную группу, легче и быстрее смогут адаптироваться к режиму дошкольного центра, быстрее наладят отношения с взрослыми и детьми своей группы.
ЖДЕМ ВАС
в ГУО "Дошкольный центр
развития ребенка №1 г.п.Зельва"