КУРУТА
РОМУАЛЬДА ФРАНЦЕВНА
музыкальный руководитель
высшей категории
Музыка — удивительное искусство, способное благоприятно воздействовать на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Именно в детстве рождается чувство красоты и гармонии, сопереживания прекрасного. Раннее музыкальное развитие малыша формирует не только его творческие способности, но и является залогом успешного развития речи ребенка. На музыкальных занятиях мы играем, поем, танцуем — все это порождает у малышей бурю положительных эмоций. Музыка дарит внутреннее благополучие ребенку, душевное и физическое здоровье.
Музыкальные занятия позволяют ребёнку не только в увлекательной игровой форме войти в мир музыки, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребёнка. Весёлые песенки, упражнения под музыку, потешки, народная и классическая музыка оказывают самое позитивное влияние на развитие личности ребёнка, формирование его творческих способностей.
Занятия развивают двигательные навыки, координацию, концентрацию внимания, речь (подпевание), дети учатся взаимодействию в коллективе, развивают музыкальный слух, а также в доступной игровой форме обучаются игре на музыкальных инструментах (металлофонах, ксилофонах).
Наша цель: воспитание здорового, всесторонне развитого и подготовленного к школе ребёнка с использованием современных программ и методик из области дошкольной педагогики.
На музыкальных занятиях детей учат петь, танцевать, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах. Большое внимание также уделяется театрализованной деятельности. Играя в сюжетно-ролевые игры, дети обучаются выразительному чтению и пластике движения, начинают понимать взаимоотношения в игре, в движениях передавая особенности музыки и образа своего героя. Пробуя различные музыкальные инструменты, ребенок чувствует себя творцом, создавая свои первые музыкальные шедевры, что благоприятно сказывается на развитии музыкального слуха. На этих занятиях воспитанники приобщаются к музыкальной культуре, у них воспитывается художественный вкус. Дети развивают навыки восприятия звуков, формируют певческий голос, совершенствуют танцевальные движения, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки. Музыкальные занятия эмоционально раскрепощают ребенка, обогащают впечатлениями, формируют музыкальные способности.
Основные задачи образовательной области "Музыкальное искусство":
1. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
3. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладо-высотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
5. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.
6. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
Музыка як сродак патрыятычнага выхавання
дзяцей дашкольнага ўзросту
Патрыятычныя пачуцці закладваюцца ў працэсе жыцця і быцця чалавека. Музыка здольная ўздзейнічаць на пачуцці, настрой дзіцяці, здольная пераўтвараць яго маральны і духоўны свет. Сутнасць патрыятычнага выхавання заключаецца ў тым, каб пасеяць і ўзрасціць у душы дзіцяці любоў да роднай хаты, да роднай прыроды, да сям’і, да гісторыі і культуры краіны. Людзі з моманту нараджэння інстынктыўна прывыкаюць да навакольнага асяроддзя, да побыту свайго народа. Таму базай фарміравання патрыятызму з’яўляюцца глыбокія пачуцці любові і прыхільнасці да сваёй культуры, свайго народу.
Вялікія патэнцыйныя магчымасці маральна-патрыятычнага ўздзеяння заключаюцца ў народнай музыцы. Народныя музычныя творы ненадакучліва, у ігравой форме знаёмяць дзяцей са звычаямі і побытам беларускага народа, працай, беражлівым стаўленнем да прыроды, жыццялюбствам, пачуццём гумару. Народная музыка выклікае цікавасць дзяцей, прыносіць ім радасць, стварае добры настрой, здымае пачуццё страху, турботы, трывогі - словам, забяспечвае эмацыйна-псіхалагічны дабрабыт. Багацце і разнастайнасць зместу дзіцячага фальклору дазваляюць выбіраць найбольш яркія яго ўзоры. Інтанацыйныя добрыя якасці песень дазваляюць дзецям выкарыстоўваць як у малодшым узросце, так і старэйшым. Гэтыя песні спрыяюць развіццю першапачатковых пеўчых навыкаў у дзяцей малодшага ўзросту. У старэйшым узросце яны вельмі эфектыўныя ў якасці спявання. Беларускія песні становяцца больш зразумелымі, даступнымі, тое ж датычыцца ігры на дзіцячых музычных інструментах. Народную музыку неабходна ўключаць для развучвання танцавальных рухаў, інсцэніровак, карагодаў, скокаў і г.д.
Музычны фальклор прысутнічае як на музычных занятках і святах, так і ў паўсядзённым жыцці дзяцей. У працы з дзецьмі неабходна дамагацца, каб яны былі не толькі актыўнымі слухачамі і гледачамі, але і актыўнымі выканаўцамі песень, танцаў, карагодаў, музычных гульняў і да т.п., актыўна ўключаліся ў працу па падрыхтоўцы да свят і забаў.
У шэрагу выпадкаў можна выкарыстоўваць узаемасувязь музычнага і выяўленчага мастацтва. Беларуская музыка ўключаецца ў заняткі па выяўленчай дзейнасці, калі дзеці ствараюць дэкаратыўныя кампазіцыі паводле народных промыслаў. Уключэнне вуснага беларускага фальклору: казкі, пацешкі, прыказкі, прымаўкі, загадкі - фармуе ў дзяцей устойлівую цікавасць да беларускай мовы, жаданне авалодаць ім. Такім чынам, далучаючы дзяцей да нацыянальнай спадчыны мы выхоўваем у іх пачуццё патрыятызму, а яно не аддзельна ад выхавання пачуцця нацыянальнага гонару, успрыманне народнага мастацтва становіцца больш яркім і ўсвядомленым.
З дапамогай аўдыё і відэазапісаў народнай музыкі, казак, гучання народнага аркестра дзецям даюцца паняцці: “беларуская народная музыка”, “аркестр беларускіх народных інструментаў”, “беларускі хор”. На занятках у даступнай форме расказваю дзецям, што песні, казкі, прымаўкі людзі пачалі складаць вельмі даўно, але не ўмелі іх запісваць, і так яны перадаваліся з пакалення ў пакаленне. Хто іх напісаў - невядома. Гавораць, народ склаў гэтыя песні, казкі. Таму іх называюць народнымі.
Беларускія творы музычнай і вуснай творчасці, якія выкарыстоўваюцца ў рабоце з выхаванцамі, простыя, меладычныя, вобразныя, таму дзеці іх хутка засвойваюць.
З дапамогай песень, папевак дзіця назапашвае неабходную інфармацыю для паспяховага авалодання роднай прамовай у будучыні., “Чы-чы-чы-чы, сарока”, “Козанька” (бел. нар. песні); “Жабка” (муз. В. Юркевіч, сл. Д. Бічэль); “Перапёлачка” (бел. нар. мел), “Зайграй мне, дударочку” (бел. нар. песні) - і яшчэ доўгі ланцужок карагодаў і карагодных песень.
З народнай творчасці: калыханкі, ігравыя, карагодныя, жартоўныя песні і танцы. Яны простыя, выразныя, разнастайныя - ласкавыя і напеўныя, вясёлыя і бадзёрыя, спакойныя і рухомыя.
Народныя мелодыі гучаць і ў працэсе выканання музычна-рытмічных практыкаванняў. Гэта добра ўсім вядомыя беларускія народныя мелодыі: “Лявонiха”, “Бульба”, “Мiкiта”, “Ладушкi”, “Пасеялi дзеўкi лён” i г.д. З задавальненнем дзеці гуляюць у беларускія народныя гульні “Ау-у-у”, “Зайка шэранькi”, “Вожык i мышы”, “Адгадай, чый галасок”, “Гарлачык”, “Бліны” і інш.
З году ў год мы праводзім у дашкольным цэнтры беларускія каляндарныя святы. Гэта ўнікальная магчымасць для дзяцей штогод апускацца ў свет адных і тых жа беларускіх народных песень, танцаў, абрадаў: “Дажынкі”, “Восеньскі кірмаш”, “Калядкі”, “Гуканне вясны”, “Беларускія вячоркі”, “Купалле”. Дзеці выконваюць беларускія карагоды, песні, танцы, гульні. Усё гэта садзейнічае фарміраванню ўнутранай гатоўнасці да ўспрымання нашых вытокаў, беларускай народнай культуры, выклікае ў дзяцей станоўчыя эмоцыі, умацоўвае светлае, жыццярадаснае ўспрыманне жыцця, дапамагае зразумець, што добра і даступна, што прыгожа і што непрыгожа. Любоў да Радзімы пачынаецца з любові да маці. Таму важнай задачай маральна-патрыятычнага выхавання з’яўляецца выхаванне і павага да бацькоў, бабуляў і дзядуляў.
Святы: Дзень маці, Дзень абаронцы Айчыны, Дзень Працы, Дзень Перамогі, Дзень Сцяга і Герба, Дзень Незалежнасці. Дзеці выконваюць песні, танцы, чытаюць вершы, непасрэдна пранікаюцца тэмай Радзімы і ўсімі паняццямі, аддаючы даніну павагі героям, якія падарылі нам шчаслівае мірнае жыццё.
Любоў да Радзімы, роднага краю, прыгажосці беларускай прыроды, беларускай мовы фарміруецца ў дзяцей праз слуханне і развучванне песні беларускіх аўтараў: “Радзіма – мая дарагая” (муз. В. Алоўнікава, сл. А. Бачылы); ); “Песня пра Мінск” (муз. І. Лучанка, сл. П. Панчанка, “Кружавы восеньскія” Я. Жабко і інш.
Музыка з’яўляецца найважнейшым этапам маральна-патрыятычнага выхавання дзяцей. Дзіця набывае большы, у параўнанні з іншымі відамі дзейнасці, аб'ём уражанняў, бо музычнае ўспрыманне (музычнае мысленне, здольнасць параўноўваць рэальныя выявы навакольнага з мастацкімі выявамі) надоўга застаецца ў памяці дзіцяці.
Атмасфера радаснай сустрэчы з музыкай садзейнічае фарміраванню свядомасці грамадзяніна і патрыёта.
Музычны кіраўнік Ромуальда Францаўна Курута
БЕЛАРУСКIЯ НАРОДНЫЯ ГУЛЬНI
Кожны народ мае свае самабытныя гульнi, якiя адлюстроуваюць яго характар, старажытныя звычаi i традыцыi. I беларускi народ тут не з*яуляецца выключэннем. У яго есць свае любiмыя гульнi,што захоуваюцца i перадаюцца з пакалення у пакаленне. Яны цесназвязаны з бытам i працоунай дзейнасцю людзей, клiмата-геаграфiчным становiшчам рэспублiкi, яе прыродным асяродзем.
Як правiла, БНГ – рухавыя. Яны вызначаюцца багацем разнастайных уздзеянняу на арганiзм дзяцей, фармiруюць у iх неабходныя фiзiчныя навыкi. Адны з гульняу маюць пэуныя традыцыйныя нормы i слоунае афармленне, што ператварае iх у сваеасаблiвае драматызаваннае дзеяннi. У другiх строга размяркоуваюцца ролi усiх удзельнiкау, слова у iх з*яуляецца сiгналам да нейкага дзеяння.
Акрамя сюжэтна-ролевых, сустракаюцца i гульнi-карагоды, дзе арганiчна спалучаюцца словы, рухi, песнi, народныя мелодыi. Усе гэта, безумоуна, садзейнiчае выхаванню у дзяцей цiкавасцi да беларускай народнай творчасцi, да роднаймовы.
Змест гульняу легка засвойваецца, а прастата i варыятыунасць правiлау, нескладанасць iнвентару робяць iх даступнымi для правядзення у самых разнастайных умовах.
Такiм чынам, народныя гульнi у комплексе з iншымi выхаваучымi сродкамi уяуляюць аснову для фармiравання у дзяцей неабходных фiзiчных якасцей i навыкау, выхаванне у iх нацыянальнай свядомасцi i цiкавасцi да гiсторыi i культуры свайго народа.
Педагогу неабходна памятаць, што гульня – гэта асноуная форма дзейнасцi дзяцей. У ей спалучаюцца два надзвычай важныя фактары: з аднаго боку, дзецi уключаюцца у практычную дзейнасць, развiваюцца фiзiчна, прывыкаюць самастойна дзейнiчаць, прымаць рашэннi; здругога – яны атрымлiваюць маральнае i эстэтычнае задавальненне, знаемяцца з народнымi традыцыямi i культурай, лепш пазнаюць навакольнае асяродзе, а усе гэта, разам узятае, спрыяе выхаванню усебакова развiтай асобы дашкольнiка.
«Мiхасiк»
Мэта гульні: развіццё спрыту, увагі.
Для правядзення гульні па крузе ставяцца шэсць пар «лапцей». Семь удзельнікаў гульні размяшчаюцца вакол «лапцей», водзяць карагод пад музыку, а вядучы ў гэты час прамаўляе словы:
«Ты, Мiхасiк, не зявай, Лапоточкi абувай!»
Пасля гэтых слоў, музыка спыняецца, а удзельнікі гульні імкнуцца хутчэй абуць «лапці ». Дзіця, якое засталося без «лапцей», выбывае з гульні. Прыбіраецца адна пара «лапцей», і гульня працягваецца да таго часу, пакуль застанецца адно дзіця. Ён і лічыцца пераможцам.
«Вожык і мышы»
Усе дзеці разам з гульцамі-мышамі становяцца ў круг. Вожык-ў цэнтры круга. Па сігнале ўсе ідуць направа, вожык - налева.
Гульцы прамаўляюць словы:
Бяжыць вожык — тупу-туп,
Весь калючы, гостры зуб!
Вожык-вожык, ты куда?
Ад якой бяжыш бяды?
Пасля гэтых слоў усе спыняюцца. Па сігналу да вожыку падыходзіць адзін гулец і кажа:
Вожык ножкамі туп-туп!
Вожык глазкамі луп-луп!
Чуе Вожык - усюды ціш,
Чу! .. Скрабецца Ў лісцемыш!
Вожык імітуе руху: асцярожна ходзіць, прыслухоўваецца. Мышы ў гэты час бегаюць за кругам.
Вядучы кажа:
Бяжы, бяжы, вожык,
Не шкадуй ты ножак,
Ты лаві сабе мышэй,
Не лаві нашых дзяцей!
Мышкі бегаюць па крузе, выбягаючы за круг. Вожык іх ловіць (засмучала).
Гульцы хутка прысядаюць і апускаюць рукі. Мышка злоўленая: яна ў пастцы. Такім чынам, гульня паўтараецца некалькі разоў.
Правілы гульні. Усе дзейнічаюць дакладна ў адпаведнасці з тэкстам. Вожык засмучала мышэй, злёгку дакрануўшыся да іх рукой. Заплямленая мышка адразу выходзіць з гульні.
«ГРУШКА»
Играющие берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится мальчик или девочка. Это и будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:
Мы пасадзім грушку — Вось так, вось так!
Няхай наша грушка Расце, расце
Вырастай ты, грушка, Вось такой вышыні;
Вырастай ты, грушка, Вось такой шырыні;
Вырастай ты, грушка, Вырастай у добры час!
Патанцуй, Марылька, Пакружыся ты для нас!
А мы гэту грушку Усе шчыпацьбудзем.
Ад нашай Марылькі Уцякацьбудзем!
Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне: танцевать, кружиться. На слова «Вось такой вышыні» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вось такой шырыні» разводят их в стороны. Когда поют: «А мы гэтугрушкуусешчыпацьбудзем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит кого-нибудь.
«ВЯСЁЛЫ БУБЕН»
Усе дзеці разам становяцца ўкруг.Вядучытрымае у руках бубен. Пад музыку дзецiрухаюцца па крузеiспяваюць:
«Ты кацiсь вясёлы бубен,
Хутка, хутка, па рукам.
У каго застауся бубен,
Той, цяпер сыграе нам»
Пад музыку дзецi перадаюць бубен па крузе. На ком спынiлася музыка, той выходзiць у цэнт круга iiграерытмiчнапад музыку.
Гульня праводзiца некалькi раз.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ И РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ
(консультация для воспитателей)
-
Музыкальное занятие-это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.
-
На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое).
-
Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
-
Нравственное- волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности
-
Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц
-
Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.
-
Певческие навыки: Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций
-
Виды музыкальной деятельности:
-
1. Слушание– основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности ( темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения
-
2. Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.. на первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)
-
3. Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.
-
4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов
-
Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:
-
1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
-
2. Слушание музыки
-
3. Пение и песенное творчество -
-
4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах
-
5. Танец
-
6. Игра
-
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.
-
Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
-
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.
-
Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.
-
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
-
Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:
-
1. Воспитатель сидит с безучастным видом
-
2. Воспитатель перебивает исполнение
-
3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)
-
4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)
-
Активность воспитателя зависит от трех факторов:
-
1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
-
2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
-
3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал
-
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:
-
1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
-
2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
-
3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
-
4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте
-
5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми
-
6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.
-
7. Знает приемы кукловождения.
-
Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»
-
Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.
-
Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем
-
1. Индивидуальные консультации проводятся 1 раз в 2 недели.
-
Содержание консультаций:
-
· Знакомство с задачами предстоящих занятий
-
· Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски)
-
· Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
-
· Продумывание внесения музыки в быт
-
· Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях
-
2. Групповые консультации:
-
· Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
-
· Составление сцен праздника
-
· Обдумывание сюрпризных моментов
-
· Обсуждение различных вопросов
-
· Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)
-
· Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)
-
· Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию)
-
· Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку)
-
· Обучение воспитателей пользоваться проигрывателем, магнитофоном, совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог по нотам исполнить детскую песенку на музыкальных инструментах, спеть ее
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.
Педагогу-воспитателю необходимо:
1.Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
2. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
3. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
4.Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).
5.Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
6. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
7. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
8. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
9. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
10. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
11. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
12. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкально
го зала для праздников и развлечений.
19 Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.
На музыкальном занятии:
Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.
Слушание музыки:
1 Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
2 Следит за дисциплиной;
3 Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.
Распевание, пение:
1 Не участвует во время быстрых опросных упражнений;
2 В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;
3 Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;
4 Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;
5 При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;
6 Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном
пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста);
Музыкально-ритмические движения и игры:
1 Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;
2 Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение —
упражнения на развитие творческой активности детей);
3 Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;
4 Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца
или пляски;
5 Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
6 Берет одну из ролей в сюжетной игре;
7 Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
с уважением музыкальный руководитель Курута Р.Ф.
<article> </article>
"Внешний вид детей на музыкальных занятиях"
Музыкальное занятие в детском саду проводится два раза в неделю в каждой группе. В эти дни дети приходят в музыкальный зал, где всё приготовлено для успешного проведения музыкального занятия. Для того, чтобы ребёнок мог свободно двигаться во время исполнения упражнений, плясок необходима соответствующая обувь. Прежде всего она должна быть фиксированная. Например, чешки или балетки. И совсем недопустимо, чтобы ребёнок был в комнатных тапочках, «сланцах» или просто в «шлёпках».
На музыкальных занятиях мы приучаем детей видеть красивое, пробуждаем интерес к окружающему миру и его красоте. А как же это сделать, если наши девочки приходят на занятие неопрятные, а мальчики в помятой одежде? Очень важно, чтобы девочки были одеты в юбки, потому, что иначе им просто не удастся поставить руки на юбку во время танцев. Это приведёт к тому, что у них появится привычка держать руки в воздухе, даже когда они будут в юбке или платье на празднике. Мальчики перед началом занятия обязательно должны хорошо заправить рубашки в шорты, чтобы выглядеть эстетично и во время танца видеть свои коленки, и ступни ног.
Мы очень просим Вас, дорогие родители, одевайте детей по сезону. Следите за аккуратностью их внешнего вида детей.
Поговорим об утренниках
Утренник в детском саду - это не только праздник, но и испытание для ребенка. Помощь родителей здесь необходима.
На самом деле утренник - это не совсем праздник для детей. Скорее, это демонстрация умений детей и одновременно отчет о проделанной работе воспитателей и музыкального руководителя.
Чего, например, хотят воспитатели? Чтобы была хорошая явка: во-первых, этот показатель очень ценен сам по себе, а во-вторых, чтобы не пришлось воспитательнице играть роль заболевшей Белочки или Снежинки.
Чтобы все дети, проявляли активность и на предложение поучаствовать в конкурсе с неподдельной радостью вскакивали с мест.
Чтобы была дисциплина - без особого предложения никто с мест не вскакивал и не отрывал детали костюма у соседа.
Чтобы папы гордились, а мамы умилялись так, что в отдельные моменты не могли сдержать слез.
Утренник - важное событие в жизни ребенка. Именно там он узнает, как сочетать собственные удовольствия с выполнением обязательств. Именно там он научится совместной творческой деятельности. Там же получит представление о том, что такое сценарии и правила. И возможно, впервые проявит свои интересы и способности.
Глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести только на утренник , ничего кроме неприятностей (для ребенка из –за незнания материала), неумения выполнить простейшие танцевальные движения, незнания слов песен , неумения правильно и вовремя перестроиться, не получиться. Ребенок расстраивается, путается, нервничает , зачастую плачет, мешает остальным детям , которые старательно учили стихи , песни , танцы в продолжении долгого времени. Детки, не посещавшие детский сад и мало посещавшие, не дают остальным двигаться вперед и учить что-то новое. Так как приходится повторять и разучивать прошлогодний материал. Не пропускайте детский сад без уважительной причины.
Как правило к утреннику детей готовят постепенно, сначала разучивая слова и мелодии песен, движения танцев, а за тем идет знакомство со стихами и сказками, герои которых будут «приходить » на праздник.
«Внешний вид детей на утренниках»
- Детский костюм должен быть эстетичным и комфортным.
- Избегайте тугих застежек, лучше, чтобы застежки были в виде липучек.
- Головной убор нужно сделать обязательно на завязках или резинке.
- Пусть ребенок его померяет, попрыгает, побегает, понаклоняется в нем.
- Надежно ли он держится на голове. Платье у девочек должно быть удобным, не допустимы кольца и обручи, т.к. девочки не могут сидеть на стуле - платье задирается вверх, а обычно оно просто на лице у ребенка.
- Обычно описание костюмов дает музыкальный руководитель, если возникают вопросы, не стесняетесь подойти и спросить о том , что вас интересует.
Роль музыкального руководителя и воспитателя в подготовке праздников для детей.
Музыкальный руководитель является и постановщиком, и режиссером, и организатором, и сценаристом в подготовке утренника .
Работа начинается с сочинения сценария для праздника , подбора сказок и сценок ,для того чтобы максимальное количество детей было задействовано на празднике. Затем идет подбор стихов для детей. По программе «Министерства образования» на празднике должно звучать не более 10 стихов. Но детей в группе 20,остальные детки участвуют в танцах, в сказке или сценке, со средней группы некоторые детки будут пробовать солировать на празднике и исполнять песню индивидуально. Во 2-й мл.гр появляются индивидуальные танцы, т.е танцует не вся группа, а только часть деток.
Индивидуальные танцы бывают: для девочек, для мальчиков и парные.
Движения танца так же составляет музыкальный руководитель, учитывая возрастные особенности детей данного возраста.
Как правило индивидуальные танцы, песни - соло, сценки и сказки, разучиваются во второй половине дня. Дети в саду должны быть хотя бы до 17.00. Песни музыкальным руководителем подбираются соответственно способностям детей в данной группе.
Роль воспитателя в подготовке утренника.
Воспитатель распределяет и раздает стихи детям. Перед утренником, проверяет и работает над дикцией и правильной интонацией в стихотворении.
Закрепляет, разученные муз. руководителем на занятии слова песен.
Закрепляет с детьми особенно сложные отдельные движения в танцах.
Является ведущим на утреннике или исполнителем роли в сценке и сказке.
Мы были очень рады, если бы вы - родители, активнее принимали участие в наших утренниках. Вечная проблема – кому отдать роль Деда Мороза?Если вы считаете, что у вас хороший голос, и вы замечательно поете, не стесняетесь стоять перед публикой. Пожалуйста, принимайте участие в наших утренниках.