Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Старонка педагога-псіхолага

Дата: 8 июня 2015 в 18:23, Обновлено 15 октября 2023 в 23:12

                 педагог-психолог 

                   КОМАРЕЦ

               Татьяна Ивановна

         

                            

ЗАДАЦЬ ПЫТАННІ можна на старонцы зваротнай сувязіИзображение

Зачем нужен педагог-психолог в учреждении дошкольного образования?

Часто родители до конца не понимают, какую функцию выполняет педагог-психолог в детском саду, и нередко психолога считают психиатром, но род деятельности у данных специалистов существенно различается.

Психиатр, прежде всего врач, занимающийся отклонениями (нарушениями) в психической сфере человека. Он ставит диагноз, назначает, при необходимости, медикоментозное лечение.

Психолог (детский) – не врач, а педагог, который работает исключительно с детьми, не имеющими отклонений (нарушений) в психическом развитии. Он никогда и ни при каких условиях не ставит диагноз, а может только порекомендовать при необходимости пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога.

Данный специалист, прежде всего, помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком. Задача педагога-психолога – создание благоприятных условий для психического развития каждого ребенка в детском саду, а также оказание своевременной психологической помощи всем участникам педагогического процесса.

Результатом индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком является определение уровня развития детей и соответствие его возрастной норме, а также их индивидуально-психологических качеств. Эти данные способствуют повышению эффективности процесса обучения и воспитания.

Основные направления деятельности педагога-психолога

- Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Психодиагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. Также проводится диагностика возможных проблем в обучении и воспитании ребенка.

- Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Важно предупреждать возможные осложнения и отклонения в психическом развитии и становлении личности детей.

- Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Задача коррекционной работы приблизить уровень психического развития ребенка к определенному возрастному эталону психического развития. В развивающей работе психолог ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.

- Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Но данные проблемные ситуации рассматриваются только по отношению к ребенку, поскольку главная задача работы педагога-психолога в детском саду – это сохранение и укрепление психического здоровья малыша.

- Психологическое просвещение и обучение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.

Данное направление заключается в приобщении всех участников педагогического процесса к психологическим знаниям по вопросам детской психологии. Основной смысл психологического просвещения – знакомство педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, а также формирование потребности в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком.

К сожалению, невозможно решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада. Без участия родителей такая работа будет лишена всякого смысла. Именно поэтому важнейшим фактором, определяющим успешное решение проблемной ситуации является желание родителей взаимодействовать с психологом, педагогическим коллективом. Только совместная работа может привести к благополучному результату.

Психческое здоровье вашего ребенка в первую очередь зависит только от ВАС!

Уважаемые родители!

Убедительная просьба на консультацию записываться заранее!

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Познакомьтесь с правилами поступления малыша в дошкольное учреждение

В первые дни целесообразно приводить ребенка только на прогулку. Так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются, как дети прощаются, договариваясь о завтрашней встрече. Это поможет детям по утрам спокойнее переносить расставание, привыкнуть к тому, что короткая ежедневная разлука не означает разрыва, отторжения от дома.

         В 1-ый и 2-й дни необходимо ограничить пребывание малыша в дошкольном учреждении несколькими часами. Прийти за малышом после вечерней прогулки, погулять вместе со всеми и уйти домой.
       Находиться с ребенком в группе, кормить его не стоит. Ребенок должен знать, что это прерогатива воспитателя.
Далее целесообразно приводить ребенка после завтрака (предварительно покормив его дома) и забирать до обеда с первой прогулки.

         Со вторника второй недели (после выходных, в понедельник, все еще щадящий график) ребенка оставляют на обед. Родителям лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке (не показываясь малышу), чтобы малышу не пришлось переживать несколько неприятных минут, с тревогой ожидая маму в пустой группе.

         С третьей недели можно оставлять ребенка на целый день.

 Время пребывания ребенка в дошкольном учреждении в период адаптации  индивидуально

Что нужно ребенку в дошкольном учреждении,  чтобы чувствовать себя комфортно

         У Вашего ребенка будет свой шкафчик для хранения личных вещей. Свойство любого шкафа - накапливать вещи и предметы, поэтому, пожалуйста, периодически проверяйте и удаляйте лишнее.

         В течение дня ребенку может понадобиться смена одежды (трусики, маечка, футболка, носочки или колготки, носовые платочки). Ребенок чувствует себя очень неудобно, если ему нужна смена одежды, а ее нет в наличии.

         Если у ребенка есть любимая игрушка, книжка, их, конечно, можно принести в дошкольное учреждение. Пожалуйста, помните, что дети любят (и мы это поощряем) делиться и меняться  игрушками. Иногда игрушки от этого портятся и теряются. Желательно не брать в дошкольное учреждение  игрушки и предметы, за целостность и сохранность которых  вы будете переживать.

         Не желательно давать ребенку с собой сладости и другую еду.

Варианты адаптации детей  к дошкольному учреждению 

         Адаптация- процесс  развития приспособленных  реакций организма в ответ на новые для него условия. Человеку свойственна высокая адаптивная способность, но она не является врожденной, а формируется  постепенно.  Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменения окружающих условий. Основы биологической адаптации закладываются еще во внутриутробном периоде, а социальная адаптация начинается с рождения ребенка. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания и сна, спокойные взаимоотношения членов семьи, гигиенические навыки- чистота, свежий и прохладный воздух в помещении- все это не только полезны для здоровья, но и являются основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении его в дошкольное учреждение.

         У одних детей этот процесс протекает достаточно быстро и легко, у других  длительно и трудно, что зависит от многих факторов, в том числе от типа нервной системы, возраста, состояния здоровья, уровня развития, а также от условий воспитания в семье.

         При легкой адаптации наблюдается временное ухудшение эмоционального состояния. Малыш плохо спит, теряет аппетит, капризничает, отказывается от игр. Однако все эти явления проходят в течение месяца, иногда и раньше, за 2-3 недели.

         При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние, аппетит и сон нормализуются медленнее. Кроме того, в первый месяц после поступления многие дети заболевают острой респираторной вирусной инфекцией (ОРВИ), которая длится не более 7-10 дней и проходит без осложнений.

         При тяжелой адаптации у детей отмечаются стойкие нарушения поведения: они прячутся в укромный уголок и сидят в раздевальной комнате, зовут маму, много плачут, плохо спят, отказываются от еды. В первые дни они бурно реагируют на уход родителей, проявляют агрессию к сверстникам, потом становятся вялыми и пассивными. Такие дети, как правило, заболевают ОРВИ в первые 10 дней после поступления в дошкольное учреждение, болеют повторно и с осложнениями. Период адаптации задерживается до 2-3 месяцев, иногда дольше. Часть детей с тяжелой адаптацией не болеет, но, не смотря на это, у них длительно отмечается неадекватное поведение, некоторые даже перестают говорить. В таких случаях нужно повременить с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, пока он не окрепнет, а его нервная система не станет более зрелой. В период адаптации многие дети теряют вес.

Для облегчения адаптации следует заблаговременно готовить детей к поступлению в дошкольное учреждение

КАК ВОСПИТАТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕС К ИЗУЧЕНИЮ МИРА РАСТЕНИЙ?

       Все дошколята- почемучки. Любознательность является их естественным качеством и основным побуждающим средством познания окружающего мира. От родителей  требуется только не подавить эту любознательность, а, наоборот, развивать ее и находить наиболее доступные для детей-дошкольников средства познания окружающего мира.
       Лето - самая благодатная пора изучения мира растений. Давайте посмотрим, как можно органично ввести дошкольников в мир растений.
    Уже с трехлетнего возраста дети пытаются проникнуть в тайны названий. Этим можно воспользоваться при изучении различных растений. Почему у детей такой интерес к проблеме «Почему так, а не иначе было названо?» Да потому, что словоистолкование- один из способов освоения родного языка. Ребенок в сжатой форме хочет и может повторить открытия предков, воспроизвести процесс рождения мысли-слова-понятия.
     За разгадками названий растений отправьтесь с детьми в поле, лес, на дачный участок.
         А теперь вспомним названия некоторых растений.

Одуванчик Маленькие дети называют этот цветок «обдуванчиком». Название растению дано из-за легкости семечек - парашютиков: дунет ветер - и полетят семена - парашютики по всей лужайке.

 Шиповник Это кусты с яркими розовыми цветами привлекают своим ароматом и людей, и пчел. Дети всегда называют цветки шиповника розами. Розовые цветки - значит розы. Но попробуй сорвать - сразу шип вопьется в руку. За шипы и назван шиповник шиповником.

Подорожник Вдоль дороги растет это знакомое всем неприхотливое растение. Если по дороге, то подорожником и назвали. Мозоль от долгой ходьбы натрешь- приложи кусочек чистого, промытого подорожника нижней стороной листа- и все заживет.

Колокольчик Как маленький колокол, но не звенит.

Мать-и-мачеха Лист с одной стороны теплый, нежный, как мать, а с другой- холодный, как мачеха.

КАКИЕ ИГРУШКИ НЕОБХОДИМЫ ДЕТЯМ?

    Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и  выбор взрослыми друзей и любимых.
  У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят…
    Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.
     В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.
    Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

                              
                              
Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство (может быть и семья  зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушкипомогающие "выплеснутьагрессию.
Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. 
Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правиломигрушки следует выбиратьа не собирать!
Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

  Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

  Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

 Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди  заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

   Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин  с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека!

Дарите своим детям радость не только в праздничные дни,
 
но и просто такот хорошего настроения.

ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ: СУЩНОСТЬ, МОТИВЫ.

Лживость – одно из проявлений нарушенного поведения ребенка – пагубно сказывается на становлении личности.  Ложь детей имеет свои характерные особенности, виды и мотивы. Связано это со своеобразием возрастных кризисов,        происходящих в процессе генезиса личности. Одни причины коренятся в личности ребенка, другие – в его окружении, некоторые зависят от возраста.

Ложь различными исследователями рассматривается как:
-   форма преднамеренного морально-предосудительного поведения человека, производными которого являются вина и стыд;
-   введение в заблуждение другого человека, внушение ему ложных «верований»;
-   средство избегания наказания и извлечения выгоды.

   

Кто учит ребенка лгать

Ребенок начинает говорить неправду в период активного развития речи и воображения. Речь ложится в основу формирования его логического мышления, а воображение позволяет абстрагироваться от непосредственно воспринимаемой реальности и мысленно познавать то, что нельзя пощупать, увидеть или услышать. 
Даже самые маленькие дети четко различают реальность и вымысел. Если малышка готовит обед для куклы, а роль пирожка играет кубик, она никогда не станет кусать его по-настоящему, только “понарошку”. Ребенок может фантазировать в разных ситуациях – в качестве компенсации недостающих знаний и умений, для защиты от “угрозы”. Заменять реальное удовлетворение потребностей воображаемым учат и взрослые. Дети невероятно любопытны и активны: им все нужно потрогать, всем поиграть, а самое привлекательное – не игрушки, а вещи, принадлежащие взрослым. Ребенок тянется к дорогим часам, но, поскольку нет никакой гарантии, что он обойдется с ними бережно, мы “обманываем” его. Надеваем ему на руку колечко от пирамидки и говорим: “Смотри, какие часики!” Это помогает, но ненадолго. Игровой заменитель реальной вещи – это наш компромисс с ребенком, и он прекрасно это осознает.  Растущая любознательность и все более частые запреты взрослых – вот что питает первые вымыслы малыша, пытающегося при помощи фантазий обойти ограничения, налагаемые взрослыми.

Обман как защита

Одна из причин, провоцирующих детскую ложь, – это наш родительский эгоизм и бестактность. Мы не считаем детские игры серьезным делом и в любой момент можем оторвать ребенка от его занятий. Умоляющие слова “сейчас-сейчас, ну еще минуточку”, не производят на вас впечатления и даже раздражают. Так же безапелляционно пресекаем мы попытки принести с улицы комок снега, понравившуюся палочку, гладкий камешек – настоящее сокровище, которые мы воспринимаем как хлам и мусор. И ребенок начинает защищаться от нас с помощью вымысла и обмана: проносит все это в дом тайком.  Нельзя бесцеремонно ломать его намерения, прерывать его игру. Если мы хотим научить ребенка слушать нас и уважать наши требования, то должны первыми показать ему пример уважения к делам другого человека.

Обман – компенсация за поражение

Еще одна форма детской лжи – хвастовство несуществующими достижениями, бахвальство, возникающее тогда, когда малыши хронически неуспешны в том, что составляет главную ценность не для них самих, а для их родителей. Малыши – отличные психологи, тонко чувствующие разочарование и раздражение близких. Им очень хочется соответствовать предъявляемым требованиям, но у них не получается. Тогда они и начинают “придумывать” свои успехи. При малейшей реальной удаче они раздувают ее, многократно преувеличивая, только бы заслужить одобрение, признание, ласковый и добрый взгляд мамы.

Фантазия обиженного ребенка

Часто 4-летнего малыша побуждает к обману ущемленное самолюбие. Он весьма чувствителен к оценкам окружающих, отношению к себе. И если эти оценки нелицеприятны или же взрослый груб с ним, малыш начинает огрызаться, дерзить или выдумывать истории, которые как бы вытесняют эти обиды. Переиначивая болезненное для своего самолюбия происшествие, ребенок испытывает облегчение, в воображении “расправляясь” с обидчиком, он восстанавливает справедливость, которой не может добиться в реальности. Было бы неправильным пресекать подобные детские вымыслы, имеющие определенный терапевтический эффект и помогающие малышу справиться с суровой действительностью. Но, выслушивая детскую “версию” события и морально поддерживая малыша, следует все-таки постепенно внушать ему мысль, что надо уметь признать свою вину и что честных людей всегда уважают за то, что они не боятся говорить правду.

Что надо знать родителям детей, которые лгут 

  •  Вымыслы малышей – еще не ложь в полном смысле этого слова. Они редко по настоящему корыстны и не рассчитаны на то, чтобы причинить вред другому.
  • “Ложь” детей может свидетельствовать о нарушениях во взаимоотношениях со взрослыми. Стоит изменить стиль общения с ребенком, устранить причины, вынуждающие его обманывать, и “лживость” сведется к безопасному минимуму. В противном случае она укоренится и станет настоящим бедствием и для него самого, и для окружающих. 
  • С привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. Ребенок интуитивно усваивает этот стиль общения и не может соответствовать вашим требованиям быть искренним, коль скоро вы сами – не образец правдивости. 
  • Ребенок должен усвоить, что говорить неправду он может только в том случае, когда правда звучит невежливо.

Рекомендации родителям

  • Поощряйте честность. Вместо того, чтобы ругать ребенка, когда он говорит неправду, хвалите его, когда он рассказывает о том, как все было на самом деле.
  • Не пытайтесь уличить ребенка в случившемся. Не стоит задавать множество вопросов о происшествии.
  • Выстраивайте доверительные отношения. Продемонстрируйте ребенку, что доверяете ему, и он может всегда доверять вам в ответ и говорить всю правду. Всегда держите свое слово и приносите извинения, если иногда у вас не получается выполнить то, что обещали. Он в большей степени учится на вашем примере, чем на ваших наставлениях.
  • Старайтесь объяснять детям происходящее вокруг, поясняйте им мотивы поступков окружающих и своих собственных.
  • Не злоупотребляйте детским доверием, контролируя каждый шаг ребенка. Взрослые имеют право скрывать что-либо от детей, но и дети, независимо от возраста, нуждаются в собственных тайнах.

 Наши дети – это повторение нас самих.
 И никогда нельзя забывать – от того, насколько честны и искренни вы сами, и насколько доверительные отношения между вами и детьми, будет зависеть и то, насколько ваш ребенок будет с вами правдив. Если вы будете это помнить, то вам никогда не придётся ломать голову над тем, как отучать ребенка врать.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение.

Этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст».

Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка.

   Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода.  Самое главное — для того, чтобы играть с ребенком, не нужно ничего специально покупать. У нас есть все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, тряпочки, бумага.

При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно и используются разнообразные приемы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. И если руки развиты недостаточно, то это свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.  Ручки ребенка как бы подготавливают почву для развития речи. Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка.

 Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту.   Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, речь слух, зрение, оптико-пространственное восприятие (координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память). Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумать их можно бесконечное множество. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном, универсальном, дидактическом и развивающем материале кроме того, пальчиковые игры просто любимы всеми детьми, они дарят тактильный и эмоциональный контакт, формируют добрые взаимоотношения между взрослыми и ребенком — это замечательная возможность плодотворного общения.

Существуют различные способы развития мелкой моторики пальцев рук, например:

  • Массаж— ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. 
  • Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.
  • Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.
  • Мозаика— игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
  • Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры— этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. 
  • Шнуровки — они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях.
  • Игры с пуговицами и бусинами— нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин.
  • Пазлы — красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
  • Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности.

                                          

"Что воспитывает учреждение дошкольного образования"

       Конечно, основы социального поведения закладываются в родительском доме.  При встречах с другими, в детском саду или в школе к ним добавляется новое качество: дети учатся вливаться в группу, не отставать от других. Это трудный процесс, растягивающийся на годы.

КОНТАКТНОСТЬ

«Можно с тобой поиграть?», «Ты будешь в нашей группе?». В детском саду ежедневно завязываются новые контакты, дети объединяются для игры, учатся не только заявлять о своих желаниях, но и переносить отказ.

ПОВЕДЕНИЕ В ГРУППЕ

Совместная игра ставит перед детьми сразу несколько требований: надо договориться о ролях, приноровиться друг к другу, оказывать и принимать помощь, решать задачи сообща. Уже трех летние малыши помогают друг другу, чтобы справиться с какой – нибудь проблемой: сложить игру головоломку, построить замок из песка. При этом важно уметь выражать свои мысли. Чем лучше дети владеют речью, тем легче им сблизиться друг с другом.

ЧУТКОСТЬ

Это основная предпосылка нормального социального поведения. Трех-, четырехлетние дети по своему умственному развитию ещё не в состоянии представить себя на месте другого, взглянуть на что – то его глазами. Однако они вполне способны проявлять сочувствие. Если товарищ по игре, потому что его с таким трудом собранный автомобиль развалился, то они в виде утешения предлагают ему собственного плюшевого мишку, так как им самим в подобной ситуации он помогает. Но только с 6 лет дети начинают понимать, почему их товарищ по игре плачет, и предлагают ему снова собрать машину вместе.

ПОНИМАНИЕ ПРАВИЛ

Оно необходимо для любой игры. Понимать правила и уметь пользоваться ими – это большой шаг в умственном и социальном развитии. Например, игру в прятки осваивают даже совсем маленькие дети. Ролевые игры доступны детям только с 4-х лет. Ведь для этого надо договориться о правилах: «Я хозяин собаки, а ты мой пес» - и соблюдать их. Трехлетних просто вовлекают в игру, к примеру в роли собачки. Если они ведут себя не правильно, например рвутся с «поводка» или во время «выгуливания» не задирают ногу, старшие их поучают. Так малыши учатся, как надо правильно играть роль.

СПОСОБНОСТЬ СДЕРЖИВАТЬ ЖЕЛАНИЕ

Для детей детсадовского возраста это самое трудное. Даже у пятилетних бывают проблемы, если надо становиться в очередь и ждать, когда придет твой черед. Маленькие дети лишь с большим трудом могут преодолевать разочарование, проиграв, они тут же плачут. Справляться с разочарованием удается лишь детям школьного возраста.

СКРОМНОСТЬ

Не быть в центре внимания – для многих это что-то совершенно не привычное. Впервые им надо стать частью группы, чтобы получить признание. Хорошая тренировка: в течение года празднуется день рождения каждого ребенка, и в этот день все остальные автоматически оказываются на заднем плане – так приобретается важный опыт поведение в коллективе.

ВЕЛИКОДУШИЕ И ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОСТЬ

Этому способствует прежде всего смешанный возрастной состав групп. Дружеские отношения между маленькими и большими обеспечивают поддержку и способствуют взаимопониманию. Шестилетние помогают четырехлетнему подняться на лесенку, потому что хотят чтобы он оставался с ними.

Дети учатся правильному социальному поведению в первую очередь через собственные переживания и опыт.  Воспитатель помогает создать фон для игрового опыта, вмешивается в случае конфликтов, уговаривает, если слабых исключают из коллективной игры, разъясняет, почему необходимо внимательно относиться друг к другу. И взрослый должен быть примером, ведь дети очень наблюдательны.

По метериалам /www.kid.ru/index.php3

«Портрет» первоклассника, неготового к школе

  - чрезмерная игривость;

 - недостаточная самостоятельность;

 - импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

 - неумение общаться со сверстниками;

 - трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;

 - неумение сосредоточиться на задание, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

 - низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

 - плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

 - недостаточное развитие произвольной памяти;

 - задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас и неумение выразить свои мысли и т.п.).

БОЛЬШИЕ СТРАХИ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ

КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ?

КАК ПЕРЕСТАТЬ КРИЧАТЬ НА РЕБЕНКА

РОЖДЕНИЕ ВТОРОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

КАК "ОТОРВАТЬ"  РЕБЕНКА ОТ ТЕЛЕВИЗОРА?

КАК ПРИОБЩИТЬ ДЕТЕЙ К КНИГЕ

О ЧЕМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ДЕТСКИЙ РИСУНОК?

Как правильно наказывать ребенка

Наказывая ребенка, родители должны контролировать собственные эмоции. Не допускайте эмоциональных реакций, если ребенок вас раздражает. Это основное условие эффективного и безвредного для детей наказания. Следующие рекомендации психологов помогут вам наказывать детей правильно:Постоянно объясняйте ребенку, какое поведение является недопустимым и заслуживает наказания. Это необходимо для того, чтобы малыш усваивал социальные нормы.Поставьте ребенка в известность о способах наказания, с которыми он может столкнуться. Например, сообщите ему, что за незначительные проступки он будет лишен возможности смотреть телевизор и использовать компьютер. А серьезные нарушения лишат его возможности гулять на улице.Объясняйте ребенку, за что вы его наказываете.Не стремитесь подавить волю ребенка. В результате наказания ребенок должен осознать свою вину и извиниться. Часто для этого нужно дать ребенку какое-то время (обычно достаточно нескольких часов).Добивайтесь от ребенка послушания, однако не стремитесь сделать это немедленно. Как наказать ребенка за непослушание? Объясните малышу неприемлемость его поведения и примените стандартное наказание, например, заберите игровую приставку. Не давите на ребенка, дождитесь, когда он сам придет к вам и попросит прощения.Используйте физическое наказание в исключительных случаях. Идеальный вариант — не использовать физические меры воздействия после 3-4 лет. Физическое наказание детей младшего возраста должно быть скорее символическим. Например, если маленький ребенок пытается перегрызть электрический провод, необходимо символически шлепнуть его по губам и повысить голос.Не допускайте физического наказания, которое может навредить ребенку.Иногда дети реагируют на наказание не так, как ожидают родители. Мамы и папы теряют возможность эффективно воздействовать на ребенка, что приводит к формированию нежелательного поведения. В подобных случаях вы можете получить консультацию и практическую помощь экспертов по детской и подростковой психологии портала «Семейная вселенная» 

http://www.mentallab.ru/

АНТИСТРЕССОВЫЕ ПРИЁМЫ

Наша жизнь набрала такой темп, что это начинает угрожать не только нервно – психическому, но и физическому здоровью людей.

9 профилактических правил для всех и каждого.

 Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В  общем, хватит отдавать себя только работе!

  1. Не реже одного раза в день говорите самому  дорогому для вас человеку тёплые слова. Не сомневайтесь, что он(а) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что кто-то вас любит способно защитить от тяжёлых срывов ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ....

Психологический тренинг для взрослых 

"Стресс на рабочем месте"

ТАЙНА ДЕТСКОГО РИСУНКА

                         ЧТО ЗНАЧИТ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НАРИСОВАЛ…

Когда ребенок берет в руки карандаши или кисточку и краски, это всегда вызывает умиление и восторг у родителей. Первые «каляки-маляки» многие мамы и папы хранят трепетно и нежно всю жизнь. Но рисунки крохи часто вызывают немало вопросов у родственников, которые хоть что-то слышали о психологическом «цветном» тестировании. Особенно часто обеспокоенные родители задаются вопросом, почему ребенок рисует мир в черном цвете и что это означает?

Выбор цвета

Цветовой тест, разработанный доктором Максом Люшером,- это метод диагностики психофизического состояния человека. Он основан на цветовых предпочтениях. По тому, какой цвет выбирает испытуемый в качестве любимого, можно определить уровень его стрессоустойчивости, психическое состояние в этот момент жизни, активность, способность налаживать контакты и даже предпочтения в профессиональной ориентации. Люшер утверждал, что выбор цвета — это наше «бессознательное», и его метод диагностики является «глубинным», то есть идущим из подсознания, а потому наиболее точным.

Особенности цветовосприятия у детей

Макс Люшер, безусловно, выдающийся психолог, и придуманный им тест сегодня – один из наиболее важных для профессионального тестирования военных, сотрудников милиции и т.д. Но вот применим ли он к детям? Насколько достоверными будут результаты, если по методу доктора Люшера анализировать детский рисунок?

Начнем с того, что дети видят мир несколько иначе. Новорожденный вообще не различает цветов, воспринимает лишь контрастные сочетания – черное - белое, например. От 6 недель до 2 месяцев от роду кроха начинает видеть очертания предметов и свой первый цвет - красный. Постепенно он становится способен воспринимать и другие яркие цвета. 

Но ни в 1 год, ни в 2, ни в 3 ваш ребенок при рисовании не выбирает краску целенаправленно. Иными словами, ребенку совершенно все равно, каким цветом раскрасить домик, машинку или портрет мамы, лишь бы краска была контрастной по отношению к листу бумаги. А какой цвет лучше всего видно на белом? Правильно! Черный!

Свое отношение к выбору цвета ребенок начинается менять к 4 годам. Вот тогда он уже сам стремится рисовать красным, синим, зеленым и желтым.

Поэтому рисование черной краской до определенной поры не должно настораживать родителей и вызывать у них опасения. А тест Люшера к рисункам детей практически неприменим. Психологи рекомендуют начинать цветовое тестирование к 8 годам. Ведь окончательное «цветное видение» окружающего мира у ребенка формируется в 8-10 лет.

Диагностировать какие-либо проблемы психологического или того хуже психиатрического характера у ребенка лишь по рисунку не возьмется ни один даже самый гениальный психолог. Все специалисты знают, что составить более-менее внятную картину можно только соединив несколько методик: тест Люшера и беседу- описание, например. Мало одного детского рисунка черной краской, он должен рассказать, что и зачем он изобразил.

Но есть среди родителей представление о детском рисунке как о каком-то «окне в душу ребенка». Словно с помощью рисунка можно практически насквозь увидеть ребенка. Чаще всего родители начинают тревожится, когда видят, что ребенок часто использует черный цвет или изображает кровь, войну, убийства и т.д. Давайте разбираться, как говорит Комаровский. 

1. Ребенок часто выбирает черный цвет. Часто этим обеспокоены родители малышей до 4 лет. Из всех цветов ребенок упорно выбирает и малюет черным. 

  • Миф: «это говорит о психологических проблемах, возможно, депрессии». Некоторые родители так расстраиваются и тревожатся, что начинают уговаривать ребенка обратить внимание на другие цвета. А ребенок эти попытки игнорирует. Точно что-то не так – совсем расстраиваются родители. 
  • На самом деле: это говорит о том, что у ребенка хорошее зрение: черный (коричневый, темно-синий) – очень контрастные цвета. Их гораздо лучше видно на бумаге белого цвета по сравнению с каким-нибудь «позитивным» желтым, например. На прикрепленной картинке - именно такой случай. У детей до 5 лет не сформировано окончательно цветовосприятие. 
  • Что делать? Оставить все попытки внести разнообразие в художественный стиль вашего маленького творца. Если вы любите рисовать с ребенком и экспериментировать с цветами – предложите порисовать на черной бумаге (белым или просто светлым мелом, пастелью) – вам понравится. Если ребенку больше 5, и он рисует черным, спешить с выводами тоже не стоит. Лучше всего – поговорить о рисунке. Только стоит избегать таких вопросов, вроде: «почему ты нарисовал именно так?» или «а почему черного цвета?». Ребенок на эти вопросы вразумительного ответа не даст. Поэтому можно спросить: «Тут много черного. Что тебе этот цвет напоминает? (на что он похож)». Предложите ребенку придумать историю о героях этого рисунка. Спросите о чувствах, фантазиях, желаниях. Ребенок обязательно будет рассказывать в такой ситуации о себе – это будут его чувства и фантазии. Постарайтесь отнестись к этим откровениям внимательно – не стоит смеяться. Можно нарисовать свой рисунок и рассказать свою историю – так получится очень теплый и душевной разговор. 
  • Важно: если ребенок стал рисовать черным цветом какое-то время назад и вас беспокоит что-то еще в его поведении (страхи, проблемы со сном и аппетитом, плаксивость, энурез) - имеет смысл обратиться за консультацией к психологу.

2. "Миф»: Если попросить ребенка нарисовать семью – можно будет увидеть, как он относится к близким. Я думаю, сказать «спасибо» за этот миф нужно популярному психологическому тесту «Рисунок семьи». В умелых руках специалиста- психолога этот тест может быть настоящей палочкой-выручалочкой. Но когда его пытаются использовать непрофессионалы, рождается огромная туча фантазий, смелых предположений и даже неожиданных диагнозов. 

  • Если ребенок нарисовал всю семью за решеткой – нам сразу кажется, что он их всех в тюрьму посадить хочет или его семья – сплошь уголовники-рецидивисты. А в действительности он так нарисовал, потому что это вид из окна первого этажа – решетки у них на окнах. 
  • На самом деле: извлечь информацию из рисунка семи можно только в специальных условиях, которые создает профессиональный психолог. Он же проводит беседу с ребенком – обсуждает с ним рисунок. А еще он старается пользоваться еще каким-то тестами и не спешит с выводами до того, как хорошенько разберется в ситуации. 
  • Что делать? Не пытаться диагностировать своего ребенка. Обращаться за помощью к профессионалам с уже готовым детским рисунком тоже не стоит – хороший специалист не будет делать никаких выводов по рисунку, который выполнен не в его присутствии. 

3. На детском рисунке кто-то кого-то убивает или пожирает или сначала убивает, а потом пожирает, и вокруг море крови. 

  • Миф: "дитя растет агрессивным и кровожадным – хочет причинять зло. "Некоторые идут еще дальше в «диагностике» и считают этот малыша будущим маньяком. 
  • На самом деле: для начала опять же, стоит уточнить, что именно нарисовано. Как в Денискины рассказах: папа видит на рисунке футбол, а мама – швейную машинку. А ребенок рисовал белку. Так может это и не кровь, а поле красных маков, например. И никого не пожирает – просто нарисовалось так неудачно. Если нарисовано все-таки насилие: в рисунке ребенок выражает накопившийся гнев. Мы все каждый день злимся – это нормально. У ребенка поводов для злости тоже хватает. А вот дубасить, обзывать обидчика обычно никто не позволяет. А выход злости необходим. Это как кипящая кастрюля – пар должен выходит, чтобы кастрюлька не взорвалась. Вот рисунки служат отличным «клапаном» для злости. 
  • Что делать? Не запрещать рисовать сцены насилия, не стыдить ребенка и не читать мораль на тему «такие вещи рисовать нельзя». Тут снова стоит вспомнить рекомендации из первых 2 пунктов – обсудить рисунок с ребенком. Что случилось между персонажами рисунка? Они сильно разозлились? Отчего (намного лучше, чем «почему?») они так злы? Как так случилось, что они так дерутся? И так далее. Ребенок, который видит, что родитель не пугается его злости и агрессии, а может внимательно к ней отнестись – гораздо лучше учится обращаться со злостью, и поддаваться неконтролируемой злобе ему не грозит. 

Итак:

1. Делать хоть сколько-нибудь однозначные выводы по одному рисунку бессмысленно;

2. Интерпретировать цвет – задача очень сложная, а у детей до 5 лет – бессмысленная; 

3. Если Вас что-то насторожило, удивило, расстроило рисунке ребенка – обсудите его с ним внимательно и без нотаций – так у вас прибавится шансов понять своего ребенка. Еще полезнее в этом плане – совместный рисунок.

Картинки по запросу дети картинки

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.